Методическая служба учреждения образования – это система организации деятельности педагогических работников, обеспечивающая высокую эффективность методической работы.
Методическую службу понимают, как структуру, организацию, а методическую работу – как вид деятельности педагога.
Научно-методическое обеспечение образования, осуществляемое в целях повышения качества образования, основывается на результатах фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования и реализуется через методическую работу педагогов.
Методическая работа – это основанная на достижениях науки и педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, а в конечном счете на рост уровня обученности, развитости и воспитанности учащихся учреждений профессионального образования. Это вид педагогической деятельности, обеспечивающей качество образовательного процесса, его совершенствование и развитие.
Методист в своей деятельности руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении профессионально-технического образования в ред. постановления Министерства образования № 21 от 24.04.2013 г; Положением об учреждении среднего специального образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 106 от 22.07.2011 г, нормативными и инструктивными документами Министерства образования Республики Беларусь и Главного управления по образованию Брестского областного исполнительного комитета, руководства колледжа.
В целях совершенствования качества образования, повышения педагогического мастерства педагогических работников, научно-методического обеспечения среднего специального образования в колледже создаются цикловые комиссии. Общее руководство цикловыми комиссиями, утверждение их планов работы осуществляет заместитель директора по учебной работе (общеобразовательный компонент) и заместитель директора по учебно-производственной работе (общепрофессиональный компонент). Непосредственное руководство по планированию и организации работы цикловой комиссии осуществляет ее председатель.
К компетенции цикловых комиссий относится совершенствование педагогического и методического мастерства, оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения; изучение и обобщение положительного педагогического опыта, проведение открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий; изучение учебно-методической документации и учебных изданий, средств обучения (в том числе электронных), которые применяются в образовательном процессе; участие в экспериментальной и инновационной деятельности колледжа; руководство исследовательской и творческой деятельностью учащихся.
Формы методической работы:
- коллективные (совет колледжа, педагогический совет, цикловые комиссии, методическое объединение по воспитательной работе, инструктивно-методические совещания, наставничество, конференции, мастер-классы, педагогические мастерские, открытые учебные занятия и внеурочные мероприятия, методические выставки, предметные недели (декады), методический кабинет, творческие группы);
- индивидуальные (самообразование, собеседование, консультация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, стажировка, авторская работа, ведение профессионального портфолио, создание УМК, анализ, корректировка, разработка УПД, взаимопосещение учебных занятий и мероприятий).
Основные направления и виды методической работы:
- аналитическая деятельность:
1.Диагностика профессиональных потребностей педагогов.
2.Изучение и анализ профессиональной деятельности каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
3.Изучение результатов самооценки педагогами своей профессиональной деятельности.
4.Анализ информационных запросов педагогов.
- проектировочная деятельность:
1.Внесение предложений по корректировке образовательных стандартов и действующей УПД.
2.Обновление УПД учреждения образования на основе типовой.
3.Создание системы контроля качества образования.
4.Разработка паспортов учебных кабинетов, мастерских и лабораторий.
5.Разработка структурных элементов УМК.
6.Проектирование образовательного процесса, внедрение эффективных технологий обучения и воспитания.
- педагогическая деятельность:
- Оказание практической помощи педагогическим работникам в развитии их профессионально-педагогической деятельности, овладении современными технологиями обучения и воспитания.
- Решение проблем, возникающих у педагогов в процессе их работы, разработки структурных элементов УМК, использовании эффективных педагогических технологий.
- Организация и методическое обеспечение самообразования педагогов.
- трансляционная деятельность:
- Выявление и формирование педагогического опыта.
- Изучение опыта педагогов по совершенствованию образовательного процесса.
- Разработка механизма трансляции педагогического опыта (проведение открытых уроков, педагогических чтений, семинаров, конкурсов и т.д.).
- Разработка методических рекомендаций с описанием педагогического опыта.
- исследовательская деятельность:
Организация экспериментальной и инновационной деятельности в учреждении образования.
Развитие инновационной деятельности педагогов.
- информационная деятельность:
- Выявление и анализ информационных запросов педагогов.
- Сотрудничество с библиотеками города, области.
- Проведение циклов лекций, семинаров, круглых столов, выставок и т.д.
- Создание справочно-информационного фонда УПД, педагогической и методической литературы, периодических изданий и др.
- организационно-управленческая:
- Определение стратегии развития методической службы на основе диагностики потребностей педагогов.
- Осуществление управления методической службой.
- Организация мероприятий по реализации всех направлений методического обеспечения образовательного процесса.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «ЛУНИНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Основная проблема: повышение качества образовательного процесса путем активного применения информационно-коммуникационных технологий в условиях информатизации общества.
Цель: развитие мыслительной, познавательной активности и самостоятельности учащихся. Формирование педагогического мастерства преподавателей.
Задачи:
- Повышение уровня методической культуры педагогических работников.
- Создание условий для развития профессионального мастерства и творчества педагогов.
- Повышение эффективности образовательного процесса. Совершенствование работы по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни, по предупреждению противоправного поведения.
- Поиск, анализ, обобщение и систематизация педагогического опыта, его внедрение в образовательный процесс.
- Развитие информационно-образовательной среды колледжа.